Главная Выпуски Выпуск 17

СТИХОТВОРЕНИЕ «ПОМИНКИ» С.А. ЕСЕНИНА И РУССКАЯ ПОГРЕБАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Литературоведение , УДК: 393.05; 82-193.6 DOI: 10.25688/2619-0656.2023.11.08

Авторы

  • Самоделова Елена Александровна доктор филологических наук

Аннотация

Во введении рассмотрена встроенность стихотворения «Поминки» в поэтическую систему Есенина. Актуальность исследуемой проблемы заключается в историко-культурном и текстологическом комментарии, в обосновании и уточнении условной датировки; произведение уже было прокомментировано в академическом «Полном собрании сочинений» Есенина, но здесь даны дополнительные аргументы и контекстуальные сведения. Материал исследования распадается на основной и контрольный: к первому относится содержание «Поминок», ко второму – экспедиционные записи автора и публикации исследователей по погребально-поминальному циклу русской народной обрядности, включая фотографии. Предлагается коррекция методов предшественников: при анализе произведения необходимо отталкиваться от его содержания, а не от даты, тем более неавторской, условной. Основная часть: тема погребения и похорон является типичной для Есенина, сквозной для его творчества, как художественного, так и эпистолярного, начиная с 1912 года. Похоронно-поминальная тематика характерна для сочинений самых разных жанров писателя: писем, рассказа, повести, стихотворений, «маленьких поэм», поэм и др. Склонность Есенина к разнообразным художественным трактовкам темы смерти обусловлена рядом факторов: его родовой принадлежностью к православным русским с верой в загробную жизнь, трагичностью эпохи с ее войнами и революциями, жизненными обстоятельствами и личностными особенностями, а также вниманием творческой интеллигенции Серебряного века к мифам о загробном царстве и к на- родным представлениям о «том свете». «Поминки» написаны на основе локальной народной традиции Рязанской губ., интересны художественными решениями и константами: «мертвые жилища», «отпетые могилы», причитающие родственники, нищие-побирушки, а также образами-символами – ивы-сироты и др. Выводы касаются возможности двойного прочтения «Поминок» – как стихотворения на вечную тему круговорота жизни и смерти, представления о вечности, так и показа трагических событий Первой мировой войны.

Как ссылаться

Самоделова, Е. А. (2023). СТИХОТВОРЕНИЕ «ПОМИНКИ» С.А. ЕСЕНИНА И РУССКАЯ ПОГРЕБАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА , Выпуск 17, 122–142. https://doi.org/10.25688/2619-0656.2023.11.08
Список литературы
1. Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 7 т. (9 кн.). М.: Наука; Голос, 1995–2001.
2. Есенин С.А. Стихи и проза / сост. И.В. Евдокимов. М.: Госиздат, 1927. Т. 4. 516 с.; 2-е изд. Л.: Биб-ка всемирной лит-ры, 1928.
3. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей: В 2 ч. М.: Издат. отдел Моск. патриархата, 1993. Ч. 1. 1772 с. (1-е изд. – 1892, 2-е изд. – 1913).
4. Вильчковский С.Н. Царское Село. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1911. 278 с.
5. Громов Д.В. Намогильные камни и их мифо-ритуальное осмысление в Восточном Подмосковье // Этнография. 2023. № 4. С. 210–236.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. 2-е изд., испр. и доп. СПб.; М.: Изд-е М.О. Вольфа, 1880. Т. 1. LXXXIV. 723 с.
7. Дьяченко Г. свящ., магистр. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). М.: Тип. Вильде, 1900. XL, 1120 с.
8. Заупокойная молитва о воинах. URL: https://azbyka.ru/molitvoslov/ molenie-o-upokoenii-pravoslavnyx-voinov-za-veru-i-otechestvo-na-brani- ubiennyx.html (дата обращения: 20.08.2023).
9. З.Б. // Нива. Прилож. 1916, май. No 5. Стб. 149.
10. Калинкин Н.П. В одном классе // Воспоминания о Сергее Есенине / Под ред. Ю.Л. Прокушева. М.: Московский рабочий, 1965. С. 77–79.
11. Келтуяла В.А. Курс истории русской литературы. Ч. 1. История древней русской литературы. Кн. 1. СПб.: Тип. Попечительства Императ. Человеколюб. О-ва, 1906. VI, 764 с.
12. Кошечкин С.П., Юсов Н.Г. Комментарий // Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 7 т. (9 кн.). М.: Голос, 1996. Т. 4. С. 380–381.
13. Кремлева И.А. Похоронно-поминальные обычаи и обряды // Русские Рязанского края: В 2 т. М.: Индрик, 2009. Т. 2. С. 168–215.
14. Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: В 5 т. (7 кн.) / гл. ред. Ю.Л. Прокушев, Н.И. Шубникова-Гусева. М.: ИМЛИ РАН, 2003–2018.
15. Михайлов С.С. Современное состояние похоронно-поминальной обрядности у старообрядцев Гуслиц и Гжели. Ч. 2 // Старообрядчество: история, культура, современность. М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2002. Вып. 12. С. 51–56.
16. Настольная книга священнослужителя: В 8 т. М.: Изд-во Моск. патриархии, 2001. Т. 4. 814 с.
17. Прокушев Ю.Л. Юность Есенина. М.: Московский рабочий, 1963. 192 с.
18. Рынгач Л. «Все мы, все мы в этом мире тленны...» (Традиции народного поминального обряда в поэзии С.А. Есенина) // Современное есениноведение. 2013. № 24. С. 44–55.
19. С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. / Вступ. ст., сост. и коммент. А.А. Козловского. М.: Худож. лит., 1986. Т. 1. 510 с.
20. Самоделова Е.А. Антропологическая поэтика С.А. Есенина: авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций. М.: Языки славянской культуры, 2006. 920 с.
21. Сергей Есенин в стихах и жизни: Письма. Документы / Под общ. ред. Н.И. Шубниковой-Гусевой. М.: Республика, 1995. 606 с.
22. Сидорова О.Б., Никифорова О.В. Синтагмантика лексемы «могила» в лирике С.А. Есенина // Современное есениноведение. 2016. № 2 (37). С. 86–90.
23. Скороходов М.В. О датировке ранних стихотворений С.А. Есенина в «Летописи» // Новое о Есенине. Исследования, открытия, находки. Рязань; Константиново: Б/и, 2002. С. 184–198.
24. Скороходов М.В. Сергей Есенин: Истоки творчества. М.: ИМЛИ РАН, 2014. 383 с.
25. Тульцева Л.А. Сельские варианты праздника Жен-Мироносиц // Женщина и свобода. Пути выбора в мире традиций и перемен. М.: Наука, 1994. С. 397–401.
26. Khazan V. Заметки к теме «Смерть в художественном мире С. Есенина» // Revue des Etudes slaves. Paris, 1995. T. LXVII. P. 49–64.
Скачать файл .pdf 291.15 кб