Главная Выпуски Выпуск 11, часть 2

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ В УЧЕБНЫХ ТЕКСТАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ)

Лингвистика , УДК: 811.161.1

Авторы

  • Черных Олеся Юрьевна Кандидат филологических наук, Доцент

Аннотация

В статье анализируется создание гендерных репрезентаций в учебных текстах в России и Германии. В российском педагогическом пространстве, несмотря на попытки авторов минимизировать андроцентричность за счет нейтрализации гендера при помощи различных семиотических средств, мужское пространство учебника представлено обширнее и значительнее женского (мужчины выступают в роли субъекта чаще, чем женщины, сферы их деятельности и занятий представлены более широко). В немецком педагогическом пространстве в учебных текстах появилась незначительное количество примеров эмансипации: мужчины пекут пироги и страдают от любви, а женщины покупают дрели. Однако при детальном изучении учебных текстов было выявлено, что семантические поля «профессии», «спорт» и «принадлежность» воспроизводят традиционные гендерные стереотипы.

Как ссылаться

Черных, О. Ю. (2017). СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ В УЧЕБНЫХ ТЕКСТАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ) , Выпуск 11, часть 2,
Список литературы
1. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1999. 189 с. 
2. Коатс Дж. Женщины, мужчины и язык. М.: Яз. славян. культуры, 2005. С. 33–231.
3. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века // Язык и наука конца 20 века: сб. статей / Под ред. Ю.С. Степанова. М.: РГГУ, 1995. С. 144–238.
4. Радченко О.А. Язык как миросозидание: Лингвофилософская концепция неогумбольдтианства. Изд. 3-е, стер. М.: URSS, 2006 (М.: ЛЕНАНД). 312 с.
5. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет: пер. с фр. М.: Касталь, 1996. 448 с.
6. Ott C. Innocent Maths? Gender representations in German Maths Books // Gender Representation in Learning Materials. International Perspectives/ Eds. Abolaji S. Mustapha, Sara Mills. Routledge, 2016. P. 52–64.
7. Swann J. Schooled Language: Language and Gender in Educational Settings // Handbook of Language and Gender / Eds. Janet Holmes, Miriam Meyerhoff. Blackwell Publishing Ltd, 2003. P. 624–644.