Главная Выпуски № 9, 2014

СОВРЕМЕННАЯ ОРФОГРАФИЯ В ЗЕРКАЛЕ РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Лингвистика

Авторы

  • Авина Наталья доктор гуманитарных наук (PhD), доцент

Аннотация

В статье рассматриваются активные процессы в русской орфографии на примере одной из сфер письменной коммуникации, язык которой наиболее ярко демонстрирует изменения, происходящие в современной жизни, — рекламном объявлении. Наблюдения, представленные в статье, касаются некоторых региональных особенностей письменной коммуникации, находящих отражение в рекламных объявлениях в русско­язычных газетах Литвы. В условиях иноязычного окружения проблемы письменной речи многочисленны и разнообразны. Необходимость постоянно передавать в письменной форме совершенно иные, отсутствующие в исконной среде, реалии повседневной жизни приводит к созданию специфической письменной коммуникации на русском языке. В ряду орфографических особенностей рассматриваемых объявлений наиболее очевидными являются следующие: 1) распространенные орфографические ошибки, связанные прежде всего с написанием ино­язычных слов, обусловленных языковым взаимодействием; со слитным, дефисным и раздельным написанием сложных слов; с употреблением прописной и строчной букв; с написанием удвоенных согласных; 2) вариативность написания региональных названий, связанная с процессом их графико-орфографической адаптации; 3) непоследовательность различных сокращений, и прежде всего аббревиатур. Рассмотренные написания, отличающиеся неунифицированностью и вариативностью, с одной стороны — проявление современных проблем в области русского письма, а с другой — проявление региональных особенностей, связанных с написанием иноязычных употреблений, обусловленных языковым взаимодействием. Соблюдение в сфере рекламы норм литературного языка, в том числе и орфографических, крайне важно: рекламный дискурс, как известно, играет важную роль в формировании массового языкового сознания, активно воздействует на речевую практику и формирование культуры письменной речи.

Как ссылаться

Авина, Н. . (2014). СОВРЕМЕННАЯ ОРФОГРАФИЯ В ЗЕРКАЛЕ РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ , № 9, 2014,
Список литературы
1. Баженова Е.А., Протопова О.В. Язык и стиль рекламы // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 635–642.
2. Бешенкова Е.В. Орфографическая вариативность в узусе, норме и кодификации // Вопросы культуры речи / Отв. ред. А.Д. Шмелев. Вып. ХI. М.: Языки славянской культуры, 2012. С. 77–88.
3. Букчина Б.З. О написании сложных прилагательных // Словарь и культура русской речи. К столетию со дня рождения С.И. Ожегова. М.: Индрик, 2001. С. 59–72.
4. Грановская Л.М. Русский литературный язык в конце ХIХ и ХХ вв. Очерки / Науч. ред. А.Н. Воротников. М.: Элпис, 2005. 448 с
5. Григорьева Т. Три века русской орфографии (ХVIII–ХХ вв.). М.: Элпис, 2004. 456 с.
6. Еськова Н.А. Слитное и дефисное написание существительных и цельнооформленных слов // Русистика сегодня. 1995. № 1. С. 37–49.
7. Зеленин А. Язык русской эмигрантской прессы (1919–1939). СПб.: Златоуст, 2007. 380 с.
8. Земская Е.А. Общие языковые процессы и индивидуальные речевые портреты // Язык русского зарубежья. Москва; Вена, 2001. С. 19–277.
9. Калакуцкая Л.П. Русский литературный язык в конце второго тысячелетия // Филологический сборник (к 100-летию со дня рождения академика В.В. Виноградова). М.: Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 1995. С. 197–208.
10. Кара-Мурза Е.С. «Дивный новый мир» российской рекламы: социокультурные, стилистические и культурно-речевые аспекты // Словарь и культура русской речи. К 100-летию со дня рождения С.И. Ожегова. М.: Индрик, 2001. С. 164–186.
11. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 248 с
12. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М.: Гайдарики, 2005. 287 с.
13. Кузьмина С.М. Активные процессы в области русского письма // Современный русский язык. Активные процессы на рубеже ХХ–ХХI веков / Отв. ред. Л.П. Крысин. М.: Языки славянских культур, 2008. С. 399–412.
14. Лопатин В.В. Упорядочение орфографических правил: итоги и перспективы // Вопросы культуры речи / Отв. ред. А.Д. Шмелев. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. С. 155–165.
15. Миронова А.А. «Многоуважаемые мои покупатели...» // Русская речь. 2013. № 1. С. 100–104.
16. Найдич Л. Норма и речевые регистры в русском языке за рубежом // Русский язык сегодня: сб. ст. / Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова РАН. Вып. 4: Проблемы языковой нормы. М., 2006. С. 383–395.
17. Нечаева И.В. Актуальные проблемы письменной адаптации иноязычных заимствований: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2008. 30 с.
18. Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. М.: Эксмо, 2006. 480 c.
19. Протасова Е.Ю. Феннороссы: жизнь и употребление языка. СПб.: Златоуст, 2004. 308 с
20. Рекламный дискурс и рекламный текст: коллективная монография / Науч. ред. Т.В. Колокольцева. М.: Флинта: Наука, 2011. 296 с.
21. Современный русский язык: Активные процессы на рубеже ХХ–ХХI веков / Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова РАН. М.: Языки славянских культур, 2008. 712 c
22. Юдина Н.В. Русский язык в ХХI веке: кризис? эволюция? прогресс? М.: Гнозис, 2010. 293 с.
23. Janeliauskas E. Reklaminis skelbimas: komunikacija ir efektyvumas: Mokomoji knyga. Klaipėda: Klaipėdos universiteto leidykla, 2004. 44 p.
24. Župerka K. Reklamos tekstas: pragmatika, stilius, kalba. VšĮ Šiaulių universiteto leidykla, 2008. 142 p.
Скачать файл .pdf 368.21 кб