Главная Выпуски № 11. 2016

ПОНИМАНИЕ ДИСКУРСА В РАМКАХ КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНОЙ ПАРАДИГМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Лингвистика

Авторы

  • Белошапкова Тaтьяна Владимировна доктор филологических наук, доцент

Аннотация

Е.С. Кубряковой была сформулирована когнитивно-дискурсивная парадиг­ма лингвистического знания, неотъемлемой частью которой являют­ся дискурсивные исследования. На современном этапе в науке сложились два подхода в понимании дискурса. Первый связан с динамичностью и процессуальностью дискурса, второй — с изучением дискурса как совокупности многих отдельных текстов. Эта идея связана с оте­чественным направлением когнитивной лингвистики, которое во главу угла ставит возможность получения знаний о ментальном мире из дискурса. На сегодняшний день она воплощена в двух концепциях: автора и О.Г. Дубровской. Концепция автора основана на изучении культуры одного этноса — русского. Ею были проведены дискурсивные исследования аспектуальных концептов в период с конца XVIII века по наши дни, параметрами анализа были такие понятия, как продуктивность и функциональность. Концепция О.Г. Дубровской связана с изучением дискурса через его социокультурные особенности. Ее основными понятиями являются: социокультурные знания, социокультурный контекст, метаконцепты, когнитивно-дискурсивная интерпретанта. Социокультурные знания в языковом сознании существуют в виде следующих метаконцептов: роли, стереотипа, языкового опыта, ценности, нормы, пространства, времени. Соединение социокультурных знаний с интерпретационной составляющей языкового сознания создают понятие когнитивно-дискурсивной интерпретанты. Результат исследования заключается в установлении того, что в отечественной когнитивной лингвистике сложилось свое собственное понимание дискурса как совокупности многих отдельных текстов, которые используются для изучения «когнитивного конструирования мира», но единые параметры его описания еще не выработаны.

Как ссылаться

Белошапкова, Т. В. (2016). ПОНИМАНИЕ ДИСКУРСА В РАМКАХ КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНОЙ ПАРАДИГМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ , № 11. 2016,
Список литературы
1. Бабина Л.В. Когнитивные основы вторичных явлений языка и речи: монография. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. 264 с.
2. Белошапкова Т.В. Категория аспектуальности в языке XIX–XXI веков // Текст, контекст и интертекст: сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч. конф. «XIII Виноградовские чтения» (г. Москва, 15–17 окт. 2013 г.). Т. 1. Ч. 1. М.: МГПУ, 2014. С. 32–39.
3. Белошапкова Т.В. Когнитивная лингвистика в России // Славянский мир в третьем тысячелетии. Россия и славянские народы во времени и пространстве: сб. ст. М., 2009. С. 431–441.
4. Белошапкова Т.В. Когнитивно-дискурсивная парадигма лингвистического знания и литературный перевод (на материале категории аспектуальности) // Русистика и компаративистика: сб. науч. ст. Вып. VI. Вильнюс: Литовский эдукологический ун-т, 2011. С. 161–171.
5. Белошапкова Т.В. Когнитивно-дискурсивная парадигма в кругу лингвистических парадигм современного отечественного языкознания // Приоритеты современной русистики в осмыслении языкового прост­ранства: сб. ст. Всерос. науч. конф. с международным участием, посвящ. 35-летию кафедры современного русского языкознания Башкирского гос. ун-та и 30-летию памяти И.П. Распопова (г. Уфа, 23–24 марта 2012 г.). Т. 1. Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. С. 31–37.
6. Белошапкова Т.В. Когнитивно-дискурсивная парадигма лингвистического знания // Текст, контекст, интертекст: сб. науч. ст. по материа­лам Меж­дунар. конф. «ХII Виноградовские чтения» (г. Москва, 10–11 ноября 2011 г.). Т. 1: Русский язык.  Зарубежная филология М.: МГПУ, 2012. С. 125–130.
7. Белошапкова Т.В. Когнитивно-дискурсивное описание категории аспектуальности в современном русском языке. М.: КомКнига, 2007. 336 с.
8. Белошапкова Т.В. Концепт СТЕПЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ в современном дискурсе и дискурсе предпушкинской поры // Когнитивные исследования языка. Вып. ХХI: Проблемы современной лингвистики: на стыке когниции и коммуникации:  материалы Всерос. науч. конф. с международным участием (г. Тамбов, 25–26 июня 2016 г.). М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 301–305.
9. Белошапкова Т.В. Эволюция концепта-примитива ‘степень прояв­ления’ в период с конца 18 века по начало 21 века // Когнитивные исследования языка. Вып. ХХII: Язык и сознание в междисциплинарной парадигме исследований: материалы Междунар. конгресса по когнитивной лингвистике (г. Тамбов, 30 сентября – 2 октября 2015 г.). М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015. С. 196–198.
10. Болдырев Н.Н. Интерпретирующая функция языка // Вестник Челя­бин­ско­го государственного университета. 2011. No 33 (248). Вып. 60. С. 11–16.
11. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. No 4. С. 17–33.
12. Дронова Л.П. Концепт как диахронический феномен // Когнитивные исследования языка. Вып. ХХII: Язык и сознание в междисциплинарной парадигме исследований: материалы Междунар. конгресса по когнитивной лингвистике (г. Тамбов, 30 сентября – 2 октября 2015 г.). М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина; СПб.: Книжный Дом, 2015. С. 209–2011.
13. Дубровская О.Г. Социокультурная специфика дискурса: субъект­ный принцип формирования: монография. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. 266 с.
14. Заботкина В.И. К вопросу о динамической модели порождения и трансфера знаний посредством дискурса // Когнитивные исследования языка. Вып. ХХIII: Лингвистические технологии в гуманитарных исследованиях: сб. науч. тр. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015. 768 с.
15. Кибрик А.А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов // Вопросы языкознания. 2009. No 2. С. 3–21.
16. Кубрякова Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: сб. обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 7–25.
17. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // В поисках сущности языка: Когни­тивные исследования. М.: Знак, 2012. С. 13–35.
18. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
19. Макаров Л.М. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 280 с.
20. Рахилина Е.В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. М.: Азбуковник, 2010. 446 с.
21. Современная американская лингвистика: фундаментальные направ­ления. М.: Либроком, 2010. 480 с.
22. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М.: Икар, 2007. 480 с.
23. Чернявская В.Е. Фантомы и синдромы дискурсивной парадигмы // Вопросы когнитивной лингвистики. 2014. No 1. С. 54–62.
Скачать файл .pdf 458.34 кб