Авторы
- Гик Анна Владимировна кандидат филологических наук
Аннотация
В начале ХХ века русский театр вступил в эпоху художественных экспериментов. Авангардные сценические решения стали следствием теоретических разработок в том числе футуристов. Русские футуристы изобретательно использовали идею изменения хода времени в своих произведениях. Свобода от рамок классического ньютоновского мировоззрения позволила ввести в сюжет драмы элементы «мобильного» хронотопа. Такого рода примеры мы находим в следующих произведениях начала ХХ века: представление «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа» (постановщик Бонч-Томашевский, 1911); пьеса «Мирсконца» Велимира Хлебникова (1912); опера «Победа над солнцем» Алексея Крученых (1913); пьеса «Ошибка смерти» Велимира Хлебникова (1915); драма «Лидантю фарам» Ильи Зданевича (1923). В работе доказывается, что композиция и сюжет футуристического текста опираются на традиционные литературные и народно-фольклорные структуры. Новизна и «футуризм» образуются за счет языковых новшеств (например, неологизм «Мирсконца»; заумный язык драмы Ильязда), а также нетривиального выстраивания сюжетной линии, где персонажи драм сами путешествуют по времени или у них появляются специальные герои-проводники.
Как ссылаться
Гик, А. В. (2022). В. ХЛЕБНИКОВ, А. КРУЧЕНЫХ, И. ЗДАНЕВИЧ: КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕНИ В РУССКОЙ ФУТУРИСТИЧЕСКОЙ ДРАМЕ И ОПЕРЕ , Выпуск 16, 91-114. https://doi.org/https://doi.org/10.25688/2619-0656.2022.16.05
Список литературы
1.
Зданевич И.М. (Ильязд). Философия футуриста: Романы и заумные драмы / Предисл. Р. Гейро и С. Кудрявцева; сост. и общ. ред. С. Кудрявцева. М.: Гилея, 2008. С. 621–679.
2.
Крученых А. Победа над солнцем. Текст. URL: http://ruslit.traumlibrary.net/book/kruchenih-pobeda/kruchenih-pobeda.html (дата обращения 04.03.2022).
3.
Царь Максимилиан // Народный театр. / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А. Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной. М.: Сов. Россия, 1991. (Б-ка русского фольклора; Т. 10). С. 131–150. Режим доступа: http://a-pesni.org/teatr/rusnarod/maksimilian1.htm (дата обращения: 02.04.2022).
4.
Хлебников В. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1: Литературная автобиография; Стихотворения, 1904–1916 / Сост., подг. текста и примечания Е.Р. Арензона и Р.В. Дуганова. М.: Наследие, 2000. 542 с.
5.
Хлебников В. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4: Драматические поэмы. Драмы. Сцены. 1904–1922 / Сост., подг. текста и примечания Е.Р. Арензона и Р.В. Дуганова. М.: Наследие, 2003. 432 с.
6.
Хлебников В. Творения / Общая ред. М.Я. Полякова; сост., подг. текста и комм. В.П. Григорьева и А.Е. Парниса. М.: Советский писатель, 1987. 736 с.
7.
Берков П.Н. Русская народная драма XVII–XX веков: Тексты пьес и описания представлений / Ред., вступ. ст. и коммент. П.Н. Беркова. М.: Искусство, 1953. С. 180–199.
8.
Берков П.Н. Вероятный источник народной пьесы «О цape Максимилиане и его непокорном сыне Адольфе» // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы XIII. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. С. 298–312
9.
Бемиг М. Время в пространстве: Хлебников и «философия гиперпространства» // Вестник Общества Велимира Хлебникова. М., 1996. [Вып.] I. Литературная школа и творческая индивидуальность 107 С. 179–194. URL: https://www.ka2.ru/nauka/bemig_1.html#r28 (дата обращения: 04.04.2022).
10.
Бирюков С. (а) Атлантида авангарда. Нырок второй: как трудно мертвых воскрешать, или Хорошая фамилия для испанского графа // Academic Electronic Journal in Slavic Studies. University of Toronto. № 46. 2013. URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/29/biryukov29.shtml (дата обращения: 30.04.2022).
11.
Бирюков С. (б) Возвращение «Мирсконцы»: к проблеме интерпретации авангардного текста // Филологическая регионалистика. 2013. № 2 (10).
12.
Васильев С.А. Воин не наступившего царства (Поэтический стиль Велимира Хлебникова): Монография. М.: МГПУ, 2015. 320 с.
13.
Виноградов Н.Н. Народная драма «Царь Максемьян и его непокорный сын Одольф» // Известия Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук. СПб., 1905. Т. Х. Кн. 2. С. 301–338.
14.
Гейро Р. Илья Зданевич о Хлебникове // Velimir Xlebnikov, poète futurien = Велимир Хлебников, будетлянский поэт / Centre d’Études Slaves André Lirondelle. — Lyon: Université Jean Moulin Lyon 3, 2009. С. 229–237.
15.
Геннеп А., ван. Обряды перехода: систематическое изучение обрядов. М.: «Восточная литература», РАН, 1999. С. 135–150.
16.
Гик А.В. Проблема художественного времени в драме Ильи Зданевича «Лидантю фарам» // Язык как материал словесности. XXIII научные чтения (c 2018 года — Международные научные чтения). Литературный институт имени А.М. Горького. Казань: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Бук», 2020. С. 79–89.
17.
Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). М.: Наука, 1990. 256 с.
18.
Кландеруд П.А. Река времени как тематический архетип в стихотворении Хлебникова «Саян» // Russian Literature. Amsterdam, 1995. Volume 38. № 4. P. 369–384.
19.
Козлова Н.К. Народные параллели литературных баллад на сюжет «жених-мертвец» // Вестник Омского университета. 2012. № 2. С. 388–393.
20.
Крусанов А.В. Русский авангард: 1907–1932 (Исторический обзор): В 3 т. Т. 1: Боевое десятилетие. Кн. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 784 с.
21.
Крученых А. К истории русского футуризма: Воспоминания и документы / Вступ. ст., подг. текста и комм. Н. Гурьяновой. М.: Гилея, 2006. 458 c.
22.
Ланн Ж.-К. Время и поэтическое слово у русских футуристов // Velimir Khlebnikov, poète futurien = Велимир Хлебников, будетлянский поэт / Centre d’Études Slaves André Lirondelle. Lyon: Université Jean Moulin Lyon 3, 2009. С. 449–460.
23.
Левинтон Г.А. Заметки о Хлебникове. Заметка 1. «Мирсконца»: ударение и сюжет // Левинтон Г. А. Статьи о поэзии русского авангарда. Slavica Helsingiensia 51, Helsinki, 2017. С. 80–130.
24.
Леннквист Б. Мироздание в слове. Поэтика Велимира Хлебникова / Пер. с англ. А.Ю. Кокотова. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. 234 c.
25.
Малевич К. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 5: Произведения разных лет: Статьи. Трактаты. Манифесты и декларации. Проекты. Лекции. Записи и заметки / Сост. А.С. Шатских. Поэзия. М.: Гилея, 2004.
26.
Матюшин М. Русский кубофутуризм // Отрывок из неизданной книги «Творческий путь художника» URL: https://web.archive.org/web/20080430160728/http://www.silverage.ru/paint/matushin/matush_kubofut.html (дата обращения: 04.04.2022).
27.
Пощечина общественному вкусу // Литературные манифесты от символизма до наших дней / [Сост. и предисловие С.Б. Джимбинова]. М.: XXI–Согласие, 2000. С. 142–143.
28.
Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 2020. 544 с.
29.
Соколова А.Д. Похороны без покойника: трансформации традиционного похоронного обряда // Антропологический форум. 2011. № 15. С. 187–202.
30.
Струтинская Е. Хоромные действа «Союза Молодежи» // Вопросы театра. 2016. № 1–2. С. 241–251.
31.
Терехина В. Театр «Будетлянин»: два пути русского футуризма // 1913. «Слово как таковое»: к юбилейному году русского футуризма: Материалы международной научной конференции (Женева, 10–12 апреля 2013 г.) / Сост. и науч. ред. Ж.Ф. Жаккара и А. Морар. СПб.: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, 2015. С. 339–354.
32.
Толстая С.М. Время как инструмент магии: компрессия и растягивание времени в славянской народной традиции // Логический анализ языка: Язык и время: Посвящается светлой памяти Н.И. Толстого / РАН. Ин-т языкознания; Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. М.: Индрик, 1997. С. 28–35.
33.
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
34.
Тынянов Ю.Н. Литература и литераторы в Советской России. Беседа Ганса Веземана с Юрием Тыняновым. // Седьмые Тыняновские чтения. Материалы для обсуждения. Рига; Москва, 1995–1996. С. 99–102.
35.
Эрлих В. Русский формализм, история и теория. СПб.: Академический проект, 1996. 352 с.
36.
Якобсон Р. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: Подступы к Хлебникову // Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. С. 272–317.
37.
Янечек Дж. Мирсконца у Хлебникова и Крученых // Язык как творчество: Сб. ст. к 70-летию В.П. Григорьева. М.: Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук, 1996. С. 80–87.
38.
Weststeijn W.G. Велимир Хлебников и четвертое измерение // Russian Literature. Amsterdam, 1995. Volume 38. № 4. P. 483–492.