Главная Выпуски Выпуск 13

РОЛЬ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕГО ДИСКУРСА В ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО СООБЩЕСТВА

Лингвистика , УДК: 81’42 DOI: 10.25688/2619-0656.2019.13.20

Авторы

  • Плотникова Светлана Николаевна Доктор филологических наук, профессор

Аннотация

В статье дается обоснование сущности коммуникативного сообщества как когнитивного сообщества, или сообщества знания. Знание рассматривается как продукт коммуникативного сообщества и причина его формирования. Результаты исследования показывают, что в коммуникативном сообществе осуществляются и взаимодействуют две основные когнитивные операции – трансфер и создание знаний.

Вводится понятие интерпретирующего дискурса и выделяются два его основных типа: объясняющий и аргументирующий дискурс. Разграничивается объективное и субъективное знание; в качестве субъективного рассматривается ложное, фейковое и деструктивное знание. Это разграничение служит основой классификации коммуникативных сообществ. В статье также отмечается роль в формировании коммуникативного сообщества коллективной когниции и коллективной интерпретирующей деятельности.

Как ссылаться

Плотникова, С. Н. (2019). РОЛЬ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕГО ДИСКУРСА В ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО СООБЩЕСТВА , Выпуск 13, 304-316. https://doi.org/10.25688/2619-0656.2019.13.20
Список литературы
1. Арутюнова Н.Д. Невыразимое – подвластно ль пониманию? // Вопросы культуры речи. Москва: Наука, 2007. С. 152–170.
2. Болдырев Н.Н. Роль интерпретирующей функции в формировании языковых категорий // Вестник Тамбовского государственного университета. 2011. Вып. 1 (93). С. 9–16.
3. Демьянков В.З. Доминирующие лингвистиче¬ские теории в конце ХХ века // Язык и наука XX века. Москва: Ин-т языкознания РАН, 1995. С. 239–320.
4. Демьянков В.З. Цивилизационные и культурные ограничения на трансфер знаний в свете концепции В.Н. Телия // Язык, сознание, коммуникация. Москва: МАКС Пресс, 2016. Вып. 53. С. 86–90.
5. Кубрякова Е.С. О термине «дискурс» и стоя¬щей за ним структуре знания // Язык. Личность. Текст: cб. ст. к 70-летию Т.М. Николаевой / Отв. ред. В.Н. Топоров. Москва: Языки славянских культур, 2005. С. 23–33. 
6. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер. лит-ры и языка. 1993. Т. 52. № 1. С. 3–9.
7. Матурана У.Р., Варела Ф.Х. Древо познания. Москва: Изд-во «Прогресс-Традиция», 2001. 224 с.
8. Плотникова С.Н. Говорящий / пишущий как языковая, коммуникативная и дискурсивная личность // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Сер. Филологические науки. 2008. № 4. С. 37–42.
9. Плотникова С.Н. Коллективная когниция и её роль в конструировании социального мира // Когнитивные исследования языка. 2017. Вып. XXX. С. 696–699. 
10. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца XX века. Сб. статей. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 1995. С. 35–73.
11. Сулейманова О.А. Академический дискурс как непрерывный диалог с Другим // Дискурс как универсальная матрица вербального взаимодействия. Москва: URSS, 2018. С. 180–198.
12. Apel K.-O. Towards a Transformation of Philosophy. London: Marquette University Press, 1980. 308 p.
13. Argote L., Ingram P., Levine J.M., Moreland R.L. Knowledge transfer in organizations: Learning from the  experience of others // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2000. № 82. P. 1–8.
14. Daft R., Weik R.E. Toward a model of organizations as interpretation systems // Academy of Management Review. 1984. 9 (2). P. 284–295.
15. Dijk T.A. van. The study of discourse // Discourse as Structure and Process. Discourse Studies. A Multidisciplinary Introduction / Ed. by T.A. van Dijk. Vol. 1. London: SAGE Publications, 1997. P. 1–34.
16. Minsky M.A. Framework for representing knowledge // Frame Conceptions and Text Understanding / Ed. by D. Metzing. Berlin: Walter de Gruyter, 1980. P. 1–25.
17. Schank R., Abelson R. Scripts, Goals and Under¬standing. An Inquiry into Human Knowledge Structures. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1977. 248 p.
18. Weik K.E., Roberts K.H. Collective mind in organizations: heedful interrelating on flight decks // Administration Science Quartely. 1993. 38. P. 57–381.