Главная Выпуски Русистика и компаративистика. Выпуск 17.

ДЕРЖАВИНСКИЕ ПРЕТЕКСТЫ В СТРУКТУРЕ ОДЫ А.С. ПУШКИНА «ВОЛЬНОСТЬ»

Литературоведение , УДК: 8.82-14 DOI: 10.25688/2619-0656.2023.11.10

Авторы

  • Калашников Сергей Борисович кандидат филологических наук, доцент

Аннотация

Текст оды А.С. Пушкина «Вольность» представляет собой сложное произведение, в котором оказываются совмещены многочислен- ные интертекстуальные планы из произведений Ломоносова, Радищева и Капниста. Но наибольшее количество стихотворных корреспонденций он обнаруживает с текстами Г.Р. Державина. Многочисленные метрические, ритмические, строфические и лексико-грамматические заимствования, рифменный репертуар, образные и тематические решения, библейская традиция увещевания земных царей и традиция визионерской поэзии существенно расширяют круг прецедентных державинских текстов и располагают к тому, чтобы выявить общую тенденцию их эволюции в оде Пушкина. Державинский интертекст, с одной стороны, выступает в юношеском стихотворении Пушкина полемическим фоном для интертекста радищевской оды «Вольность» и европейских концепций естественного и положительного права, сформулированных в трактатах Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре» и Ш.-Л. Монтескьё «О духе законов», а с другой – становится элементом построения собственной художественной концепции соотношения Свободы, Закона и Власти. Она выстраивается на отчетливой иерархии трех категориальных понятий: 1) Вечный Закон, т. е. высший нравственный регламент и Божественная справедливость, ответственность перед которой, в соответствии с державинской моделью, несут все смертные, в том числе и «земные владыки»); 2) «законов мощных сочетанье», или всеобщая юридическая норма, за строгим соблюдением которой должны следить люди, наделенные властными полномочиями; 3) «самовластье», т.е. самочинная воля отдельного индивида, основанная на его произвольных, не согласующихся с высшим нравственным регламентом и юридической нормой, хотениях.

Как ссылаться

Калашников, С. Б. (2023). ДЕРЖАВИНСКИЕ ПРЕТЕКСТЫ В СТРУКТУРЕ ОДЫ А.С. ПУШКИНА «ВОЛЬНОСТЬ» , Русистика и компаративистика. Выпуск 17., 156–178. https://doi.org/10.25688/2619-0656.2023.11.10
Список литературы
1. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813–1826). М.; Л.: Сов. писатель, 1967. 724 с.
2. Вальденберг В.Е. Комментарий к оде «Вольность» // Вопросы философии. 2015. № 6. С. 122–133.
3. Вальденберг В.Е. Сень надежная закона: Политическое мировоззрение Пушкина. СПб.: Дмитрий Буланин, 2017. 320 с.
4. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. 466 с.
5. Ивинский Д.П. Пушкин и Державин: к вопросу об интерпретации двух заключительных строф «Воспоминаний в Царском Селе» // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2017. № 1. С. 127–145.
6. Калашников С.Б. Национально-культурное своеобразие образа поэта-пророка в русской одической традиции XVIII века // Восток – Запад: пространство русской литературы и фольклора. Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2006. С. 726–733.
7. Калашников С.Б. Ода А.С. Пушкина «Вольность»: эволюция интертекстов // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 8: Литературоведение. Журналистика. 2007. № 6. С. 23–30.
8. Макогоненко Г.П. Пушкин и Державин // XVIII век. Сб. 8. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII – начала XIX века. Л.: Наука, 1969. С. 113–126.
9. Прокудин С.Б. Державин и Пушкин // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2002. № 3 (27). С. 8–15.
10. Соболева А.А. Мотив кастальского источника в стихотворениях Г.Р. Державина, А.С. Пушкина и Н.М. Языкова // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Русская филология. 2015. № 1. С. 57–63.
11. Томашевский Б.В. Пушкин. Т. 1. Лицей; Петербург. М.: Худож. лит., 1990. 367 с.
12. Успенский Б.А.(а) Царь и Бог: Семиотические аспекты сакрализации монарха в России // Успенский Б.А. Избранные труды. Т. I: Семиотика истории; семиотика культуры. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 205–337.
13. Успенский Б.А.(б) Царь и патриарх: харизма власти в России (Византий- ская модель и ее русское переосмысление) // Успенский Б.А. Избранные труды. Т. I: Семиотика истории; семиотика культуры. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 184–204.
14. Успенский Б.А.(в) Царь и самозванец: самозванчество в России как куль- турно-исторический феномен // Успенский Б.А. Избранные труды. Т. I: Семиотика истории; семиотика культуры. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 142–183.