Главная Выпуски

ШЕКСПИРОВСКИЙ ТЕЗАРИУС АННЫ АХМАТОВОЙ: «ЧИТАЯ “ГАМЛЕТА”»

Литературоведение

Авторы

  • Михайлова Галина доктор гуманитарных наук, Профессор

Аннотация

Идеи и образы русского Серебряного века сыграли важную роль в становлении Ахматовой как поэта. Настоящая статья посвящена интеллектуальной и художественной атмосфере конца XIX - начала XX века и полемике вокруг шекспировского "Гамлета", в которой участвовали известные писатели, критики, философы и переводчики, такие как Л. Толстой, Г. Брандес, Л. Выготский, И. Анненский, Л. Шестов, Ф. Зелинский. В статье рассматриваются способы отражения шекспировского тезауруса fin de siecle в одном из стихотворений Ахматовой, связанных с ее читательскими переживаниями. Поэтический цикл "Читая Гамлета" помещен в контекст шекспировских loci communes. Автор статьи рассматривает трансформации шекспировских мотивов, в частности, значимую финальную составляющую второй части цикла. Сместив фокус Гамлета на любовный сюжет принца и Офелии, Ахматова представляет характер Офелии, который меняется на протяжении двух частей цикла. Проводятся параллели с поэзией А. Блока, М. Цветаевой, А. Рембо и циклом живописных работ о Гамлете Д.Г. Россетти.

Как ссылаться

Михайлова, Г. . (). ШЕКСПИРОВСКИЙ ТЕЗАРИУС АННЫ АХМАТОВОЙ: «ЧИТАЯ “ГАМЛЕТА”» , ,
Список литературы
1. К. Р., 1994, Трагедия о Гамлете, принце Датском в 5 актах. Пер. К. Р. (Константин Константинович Романов). -Шекспир У.Собр.соч.в8т.т.8:«Гамлет» в русских переводах ХИХ-ХХ веков. Москва: Интербук.
2. Каблуков В. В., 2008, “Гамлет” Шекспира в метасознании русской ли- рики первой трети ХХ века. -Знание. Понимание. Умение, 5—Филология. -
3. Кихней Л. Г., 1997, Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. Москва: Диа- лог МГУ.
4. Козицкая Е.А.,1995, Архетип “вода” втворчестве А.А.Ахматовой. -Ах- матовские чтения. А. Ахматова, Н. Гумилев и русская поэзия начала ХХ века: Сб. науч. тр. Тверь. -ВНр://ми\ум. аКытаюуа.ог/агиез/Ко21.ННи
5. Колчина Ж. Н., 2007, Художественный мир А. А. Ахматовой: мифопоэтика. Жизнетворчество. Культура. Автореферат диссертации на соискание уч. ст. канд. филологических наук. Иваново.
6. Кронеберг А., 1994, Гамлет. Трагедия в 5 актах. Пер. А. Кронеберга. - Шекспир У. Собр. соч. в8 т. Т. 8: «Гамлет» врусских переводах ХЛХ-ХХ веков. Москва: Интербук.
7. Лозинский М., 1936, Трагедия о Гамлете, принце Датском. Пер. М. Л. Лозинского. -Шекспир В. Полное собр. соч. в8 т. Москва-Ленинград: Аса- Чепма. Т. 5.
8. Лукницкий П. Н., 1997, Асипиапа. Встречи сАнной Ахматовой. Париж - Москва: УМСА-РКЕ$$ - Русский путь. Т. П. 1926-1927.
9. Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2005, Тезаурус Гамлета.- Шекспировские шитудии: Трагедия «Гамлет. Материалы науч. семинара, 23 апреля 2005 г. Москва: Моск. гуманит. ун-т, Ин-т гуманит. исследований, 27-35.
10. Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2004, Тезаурусный подход в гуманитарных науках. -Знание. Понимание. Умение 1,93-100.
11. Мандельштам О. Э)., 1987, О природе слова. - Мандельштам О. Э. Слово и культура, Москва: Сов. писатель, 55—67.
12. Морозов М, 1954, Трагедия о Гамлете, принце датском. Пер. М.М. Моро- зова. - Морозов М. М. Избранные статьи и переводы. Москва: ГИХА.
13. Найман А. Г., 1989, Рассказы о Анне Ахматовой. Из книги «Конец первой половины ХХ века». Москва: Худ. лит.
14. Пастернак Б. Л., 1990, Заметки о Шекспире. - Пастернак Б.Л. Об искусст- ве. «Охранная грамота» изаметки охудожественном творчестве. Москва: Искусство, 275—281.
15. Подольская И. И., 1979, И.Анненский - критик. - Анненский И.Ф. Кни- ги отражений. Москва: Наука, 501-542.
16. Родина Т. М., 1972, Александр Блок и русский театр начала ХХ века. Мос- ква: Наука.
17. Служевская И., 2008, Китежанкя. Поэзия Ахматовой: тридиатые годы. Москва: Новое Литературное Обозрение.
18. Стихи и письма. Анна Ахматова. Николай Гумилев, 1986, сост. Э. Г. Гер- штейн, Новый мир 9, 196-227.
19. Темненко Г. М., 2005, Лирический герой и миф о поэте (на материале ранней лирики Ахматовой). -Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. Симферополь: Крымский Архив, Вып. 3, 127—152.
20. ТименчикР. Д., 1982, Анна Ахматова и Пушкинский Дом. -Пушкинский Дом: Статьи. Документы. Библиография. Ленинград: Наука, 106—118. Тименчик Р. Д., 2005, Анна Ахматова в 1960-е годы. Москва.
21. Толочин И. В., 1996, Метафора и интертекст в англоязычной поэзии. С.- Петербург: Изд-во СПБбУ.
22. Толстой Л. Н., 1983, О Шекспире и о драме (Критический очерк). - Тол- стой Л. Н. Собр. соч. в22 т., Москва: Худ. лит. Т.15, 258-314.
23. Топоров В. Н., 1989, Об ахматовской нумерологии и менологии. -Анна Ахматова и русская культура пачаля ХХ века. Тезисы конференции. Мос- ква: Совет по истории мировой культуры АН СССР, Комиссия по комп- лексному изучению художественного творчества, 6-14.
24. Топоров В. Н., Цивьян Т. В., 1990, Нервалианский слой у Ахматовой и Манделыштама (06 одном подтексте акмеизма). - Ново-Бясманная, 19. Москва: Худ. лит., 420-447.
25. Тургенев И. С., 1980, Гамлет и Дон-Кихот.- Тургенев И.С. Полное собр. соч. иписем в30т.Соч.в12т.Москва: Наука, т.5,330-348.
26. Федоров А. В., 1979, Стиль и композиция прозы Анненского. -Анненс- кий И. Ф. Книги отражений. Москва: Наука, 543—576.
27. Фоменко И. В., 2003, Введение в практическую позтику. Тверь: Лилия Принт.
28. Чуковская Л. К., 1996, Записки об Анне Ахматовой, Нева 9.
29. Черных В. А., 2008, Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. Мос- ква: Индрик.
30. Шестов А. И., 1911, Шекспир и его критик Брандес. -Шестов Л.И. Собр. соч. вбт.С.-Петербург.Т.1