Главная Выпуски № 1, 2006

ХРОНОТОП РОМАНА «ДНЕВНИК САТАНЫ» КАК МОДЕЛЬ МИРА Л. АНДРЕЕВА

Литературоведение

Авторы

  • Вологдина Татьяна Владимировна доктор гуманитарных наук

Аннотация

Рассматриваемая статья посвящена исследованию соотношения времени и места в романе Л. Андреева "Дневник Сатаны", В пространственно-временной организации сюжета романа наблюдается значительное пересечение исторических, мифологических, психологических и специфических для писателя измерений. В результате такого подхода передается своеобразное мировоззрение, одновременно объективированное и авторское, и все это служит выявлению контролирующей идеи писателя. Опираясь на теории М. Хайдеггера и М. Мерло-Понти, можно утверждать, что Л. Андреев в "Дневнике сатаны" очень близок к взглядам философов экзистенциализма, поскольку изображает пространственно-временные характеристики как мифологические и "субъективно пережитые", ссылаясь на процессы мистификации и демистификации пространственно-временных отношений. Однако в романе Л. Андреева существует и не менее значимое внутреннее образное пространство, органически связанное с сознанием автора и его мировоззрением. Таким образом, Л. Андреев значительно превосходит основные идеи и общее понимание философии экзистенциализма.

Как ссылаться

Вологдина, Т. В. (2006). ХРОНОТОП РОМАНА «ДНЕВНИК САТАНЫ» КАК МОДЕЛЬ МИРА Л. АНДРЕЕВА , № 1, 2006,
Список литературы
1. Андреев Л. Избранное. Л., 1984.
2. Андреев Л. «Верная, неизменная, единственная…»: Письма Леонида Андреева к матери // Леонид Андреев: Материалы и исследования. М., 2000.
3. Боева Г. Синтетизм в творчестве Л. Андреева: роман «Дневник Сатаны» //Филологические записки. Воронеж, 1997. Вып. 9.
4. Заманская В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. М.,2002.
5. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.
6. Московкина И. «Дневник Сатаны» Л. Андреева и мифотворчество ХХ века // Филологические записки. Воронеж, 1997. Вып. 9.