Главная Выпуски № 9, 2014

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МОТИВ КОЛЕСНИЦЫ И ЕГО МИФО-РИТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. ТОЛСТОГО)

Литературоведение

Авторы

  • Полтавец Елена Юрьевна кандидат филологических наук, Доцент

Аннотация

Современные зарубежные и отечественные исследователи мифа и литературы (Р. Барт, В.В. Иванов, А.М. Пятигорский, М.Ф. Мурьянов, С.М. Телегин) зачастую выбирают колесничный миф в качестве иллюст­рации преемственности смыслов. Библейская и платоновская тема в образе «птицы тройки» в поэме Гоголя «Мертвые души» наиболее подробно рассматривалась в работах Е.А. Смирновой и М. Вайскопфа. М.Ф. Мурьянов рассматривает мотив колесницы в поэзии Пушкина в русле античной символики. Однако изображение средств передвижения в русском реалистическом романе также нуждается в пристальном рассмотрении. Необходимо выявление символических функций этих деталей во многих произведениях русских писателей. В статье рассматривается мифо-ритуальная семантика колесницы в литературных произведениях (в основном на примере творчества Л. Толстого). Мотив колесницы репрезентируется различными видами колесных экипажей: «карета», «кибиточка», «коляска», «бричка», «тарантас», «дрожки», «линейка» и т. д. Они упоминаются в «Войне и мире», в повести «Ходите в свете, пока есть свет», рассказах «Хозяин и работник», «За что?», «Божеское и человеческое» и других произведениях Толстого. Символика колесницы в произведениях Толстого рассматривается на фоне соответствующей символики в «Ригведе», в «Махабхарате», в диалогах Платона, в памятнике буддийской мысли «Вопросы Милинды». Колесничная мифологема рассматривается также в связи с мифологемой ковчега и гимническими структурами. Автор статьи опирается на мифореставрационный метод С.М. Телегина и теорию трансцендентного единства религий Ю. Эволы.

Как ссылаться

Полтавец, Е. Ю. (2014). ЛИТЕРАТУРНЫЙ МОТИВ КОЛЕСНИЦЫ И ЕГО МИФО-РИТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. ТОЛСТОГО) , № 9, 2014,
Скачать файл .pdf 337.79 кб