Главная Выпуски Выпуск 10

СПОР ВРЕМЕН ГОДА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА: АЛКУИН И ШЕКСПИР

Литературоведение

Авторы

  • Чеснокова Татьяна Григорьевна кандидат филологических наук, доцент

Аннотация

Предмет статьи – мотив состязания времён года, рассмотренный на примерах «Словопрения Весны с Зимой» Алкуина и лирической концовки комедии У. Шекспира «Бесплодные усилия любви». Компаративный анализ выполнен на основе принципов исторической поэтики. Укоренённый в фольклорных архетипах, «дебат» олицетворённых времён года получил литературную обработку в латинской эклоге Каролингского ренессанса. Проникновение ритуальной перебранки в средневековую учёную словесность состоялось на фоне слияния культурно-политических задач каролингской монархии с традициями «школьной» латинской поэзии, не пренебрегавшей панегирическими целями. Отталкиваясь в «Словопрении» от состязательных мотивов третьей эклоги Вергилия, каролингский поэт приспособил «миротворческую» структуру последней к актуальным задачам прославления государства, двора и его первых лиц, вследствие чего состязание оказалось подчинено мотиву ритуального изгнания тёмных сил. Однозначность победы Весны над Зимой подкреплялась возвращением от миролюбивого идеала римского классика к жёсткости обрядовых оппозиций. Возникшая на стыке придворной и школьной культуры и обогащённая фольклорным влиянием, эклога Алкуина способствовала закреплению архетипа «дебата» в средневековой поэзии, что создало почву для его пародийного использования в новых культурных контекстах. Примером служит лирический финал комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви», представляющий собой перекличку «сезонных» песен. В «Словопрении» Алкуина «дебат» составлял центральную часть самостоятельного целого. В комедии Шекспира он переместился на периферию драматической структуры в качестве «вставного» лирического элемента, но сохранил связь с её художественно-смысловым ядром – темой «бесплодных» попыток победы над временем. Грубоватость фольклорного поношения уступила при этом место формальному равновесию, осложнённому иронической многозначностью, а декоративный аллегоризм сменился метафорической образностью, сосредоточенной вокруг ренессансной «антропологической» метафоры вселенной. Архетипический мотив состязания времён года сохранил своё значение в литературе и за пределами лирико-драматических традиций Средневековья и Ренессанса. В русской поэзии он возродился в тютчевском стихотворении «Зима недаром злится...», приобретшем репутацию хрестоматийного и содержавшем новую версию старой модели.

Как ссылаться

Чеснокова, Т. Г. (2015). СПОР ВРЕМЕН ГОДА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА: АЛКУИН И ШЕКСПИР , Выпуск 10,
Список литературы
1. Алкуин, 2006, Словопрение Весны с Зимой // Памятники средневековой латинской литературы VIII–IX века / Отв. ред. М.Л. Гаспаров. – Москва: Наука. – С. 125–126.
2. Вергилий Марон Публий, 2000, Эклога III // Вергилий Публий Марон. Буколики. Георгики. Энеида: Пер. с лат. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; Харьков: Фолио. – С. 32–38.
3. Гаспаров М. Л., 2006, Алкуин // Памятники средневековой латинской литературы VIII–IX века / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. – Москва: Наука. – С. 118–119.
4. Кереселидзе Л. З., 1980, Ренессансная концепция комедии «Бесплодные усилия любви» Шекспира: Автореф. дис. канд. филол. наук. – Тбилиси. – 31 с.
5. Ненарокова М. Р., 2012, Каролингская эклога: теория и история жанра: [монография]. – М.: ИМЛИ РАН. – 415 с.
6. Чеснокова Т. Г., 2001, Пушкин и Шекспир: «странные сближения» // В спорах о Пушкине: Научные чтения / Отв. ред. А. А. Чернявская. – Москва: Изд-во РАГС. – С. 79–92.
7. Чеснокова Т. Г., 2000, Шекспир и пасторальная традиция английского Возрождения: пасторальные мотивы в комедиях У. Шекспира. – Москва: МАКС Пресс. – 216 с.
8. Шекспир У., 1958, Бесплодные усилия любви // Шекспир У. Полн. собр. соч.: В 8 т. / Под общ. ред. А. Смирнова и А. Аникста. – Москва: Искусство. – Т. 2. – С. 393–512.
9. Cooper, H., 1977, Pastoral: Mediaeval into Renaissance. – Ipswich: Brewer; Totowa: Rowman & Littlefield. – P. 257.
10. Frye, N., 1965, A Natural Perspective. The Development of Shakespearean Comedy and Romance. – New York, London: Columbia UP. – P. 159.
11. The Latin Library [Электронный ресурс]. Дата создания: 22.08.2000 [дата обращения: 05.04.2015]. URL: http://www.thelatinlibrary.com/
12. Lennam T., 1973, The Ventricle of Memory: Wit and Wisdom in «Love’s Labour’s Lost» // Shakespeare Quarterly. – Vol. 24. – No 1. – P. 54–60.
13. Shakespeare W., 1994, Love’s Labour’s Lost // Shakespeare W. The Complete Works. – Ware: Cumberland House. – P. 213–244.
Скачать файл .pdf 841.22 кб