Главная Выпуски Русистика и компаративистика. Выпуск 17.

ОСВОЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА В ЖЕНСКОЙ ПРОЗЕ КОНЦА ХХ ВЕКА

Литературоведение , УДК: 82-3 DOI: 10.25688/2619-0656.2023.11.14

Авторы

  • Гаврилина Ольга Вадимовна кандидат филологических наук

Аннотация

Исследования женской литературы конца ХХ века по-прежнему остаются в кругу актуальных для изучения вопросов. Целью настоящей статьи является описание пространства в произведениях, созданных женщинами, и выявление связанных с ним образов, деталей, идей. Для реализации поставленной цели мы, следуя за Г.Д. Гачевым, обращаемся к концепции «модели мира», которая объединяет пространственные, психологические и ментальные категории. Мы приходим к выводу, что пространство в женской литературе делится на закрытое (дом), которое традиционно соотносят с женщинами, и открытое (сад, лес, поле и проч.), которое женщина постепенно осваивает. Выход за пределы дома становится метафорой освобождения женщины, обретения ею внутренней силы. Понятие «свой» дом часто соотносится с домом бабушки (этот дом уютен, хранит историю семьи), а «чужой» дом – это комната общежития, в котором женщина вынуждена жить с другими (это пространство неуютно, оно отражает неустроенность жизни героини). Открытое пространство постепенно расширяется, каждый локус (балкон, сад, город, лес, поле или степь) связан с различными деталями. Так, на балконе может появляться виноградная лоза, символизирующая мужской опыт; в саду – яблони, плоды которых несут в себе смысл, отличный от библейского, – они воплощают телесный опыт героини. Лес обычно находится в стороне, героиня не входит в него. Намного более значимыми становятся образы степи или поля, которые соотносятся с различными гранями женского характера. Полученные в результате исследования выводы помогают расширить представления о специфике модели мира в женской литературе и могут быть использованы в дальнейшем при исследовании женской литературы.

Как ссылаться

Гаврилина, О. В. (2023). ОСВОЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА В ЖЕНСКОЙ ПРОЗЕ КОНЦА ХХ ВЕКА , Русистика и компаративистика. Выпуск 17., 221–236. https://doi.org/10.25688/2619-0656.2023.11.14
Список литературы
1. Василенко С.В. Дурочка: Роман, повесть, рассказы. М.: Вагриус, 2000. 333 с.
2. Василенко С.В. Звонкое имя. Видеопоэма и рассказы. М.: Молодая гвардия, 1991. 264 с.
3. Василенко С.В. Кто их полюбит? // Женская логика: Сборник женской прозы. Сост. Л.В. Степаненко, А.В. Фоменко. М.: Современник, 1989. С. 173–178.
4. Полянская И.Н. Горизонт событий. Роман. М.: Олимп; АСТ, 2002. 414 с.
5. Полянская И.Н. Предлагаемые обстоятельства // Между Бродвеем и Пятой авеню: Повести и рассказы. М.: Детская литература, 1998. 315 с.
6. Полянская И.Н. Прохождение тени. Роман, рассказы. М.: Вагриус, 1999. 446 с.
7. Славникова О.А. Стрекоза, увеличенная до размеров собаки. Роман. М.: Вагриус, 2007. 512 с.
8. Гачев Г.Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. М.: Академический проект, 2007. 510 с.
9. Олехова И.П. Беллетристика О.А. Шапир: особенности проблематики и поэтики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2005. 24 с.
10. Природные стихии в русской словесности / Отв. ред. А.И. Смирнова. М.: ЛЕНАНД, 2015. 240 с.
11. Пушкарь Г.А. Гендерное своеобразие русской женской прозы рубежа XX–XXI веков // Вестник Ставропольского государственного университета. 2007. № 50. С. 242–248.
12. Райкова И.Н. «С моста в реченьку глядела»: фольклорный образ реки в кросс-жанровом аспекте // Символика воды в русской словесности и ми- ровой культуре: Коллективная монография / Отв. ред. А.И. Смирнова. М.: Книгодел; МГПУ, 2022. С. 171–183.
13. Савкина И.Л. Говори, Мария! (заметки о современной женской прозе) // Преображение: Русский феминистский журнал. 1996. № 4. С. 62–67.
14. Савкина И.Л. Пути, перепутья и тупики русской женской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 472 с.
15. Савкина И.Л. Разговоры с зеркалом и Зазеркальем: Автодокументаль- ные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 416 с.
16. Смирнова А.И. Русская проза второй половины ХХ века: вектор развития: Учебное пособие. М.: МГПУ, 2011. 176 с.
17. Смирнова А.И. Роман Ольги Славниковой «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки»: метафизика и поэтика // Polilog. Studia Neofilologiczne / Polilog. Неофилологические исследования. 2019. № 9. С. 83–91.
18. Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе. М.: Высшая школа, 2005. 495 с.
Скачать файл .pdf 168.58 кб