Главная Выпуски Выпуск 16

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПИЩИ В РОССИЙСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ: КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Лингвистика , УДК: 81’367 DOI: https://doi.org/10.25688/2619-0656.2022.16.13

Авторы

  • Шевченко Вячеслав Дмитриевич доктор филологических наук, доцент
  • Шевченко Екатерина Сергеевна доктор филологических наук

Аннотация

Настоящая статья посвящена проблеме репрезентации пищи в российском медиадискурсе. Проблемы, связанные с пищей, изучались в рамках социологических, культурологических, лингвистических и других исследований. Авторы анализируют социолингвистические факторы репрезентации пищи в медиадискурсе, в частности, социальные факторы, оказывающие влияние на журналиста, а также особенности языковых средств, используемых для репрезентации пищи. Выполняя одну из самых важных ролей в жизни общества, пища особым образом репрезентируется в российском медиадискурсе вследствие текущей экономической, социокультурной и политической ситуации. Авторы также анализируют реализацию особой когнитивной модели Еда как источник здоровой жизни в рамках медиадискурса и ее воздействие на сознание и по- ведение читателей. Реализация данной модели обусловлена тем фактом, что общество в настоящий момент сталкивается с серьезными проблемами, вызванными нездоровым питанием. В статье также рассматривается связь между реализацией когнитивной модели и прагматической целью журналиста, состоящей в позитивной репрезентации пищи в российском медиадискурсе. Кроме того, проводится анализ доминантных составляющих когнитивной модели. Авторы статьи обращают особое внимание на анализ языковых единиц, используемых для реализации когнитивной модели. Выдвижение таких компонентов когнитивной модели, как пища, характеристики объекта (пищи), действия и последствия, обусловлено прагматической целью журналиста, состоящей в попытке убедить читатьлей поменять их пищевые привычки, т. е., выбрать более здоровую диету и, следовательно, улучшить здоровье нации. Авторы приходят к выводу о том, что повседневные пищевые привычки читателей трансформируются благодаря воздействию медиадискурса, в котором происходит реализация когнитивной модели Еда как источник здоровой жизни.

Как ссылаться

Шевченко, В. Д. & Шевченко, Е. С. (2022). РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПИЩИ В РОССИЙСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ: КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ , Выпуск 16, 222-232. https://doi.org/https://doi.org/10.25688/2619-0656.2022.16.13
Список литературы
1. Евсеева И.В., Крейдлин Г.Е. Фреймовое моделирование фрагментов лексико-словообразовательных гнезд с семантикой ‘заболевание’ // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 49. C. 5–23.
2. Иванцова Е.В. Концепт ХЛЕБ в дискурсе диалектной языковой личности // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 56. С. 47–64.
3. Олянич А.В. Гастрономический дискурс // Дискурс Пи. 2015. Т. 12. № 2. С. 157–160.
4. Пожидаева Е.В., Карамалак О.А. Хэштеги в социальных сетях: интенции и аффордансы (на примере группы сообщений на английском языке по теме «Food» (пища / еда) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 55. С. 106–118.
5. Чернявская В.Е. Методологические возможности дискурсивного анализа в корпусной лингвистике // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 50. С. 135–148.
6. Eddy J. Food for Thought? The Cultural Appropriation of Food in Contemporary Media // SKASE Journal of Literary and Cultural Studies. 2019. Vol. 1. No 2. Pp. 40–50. URL: http://www.skase.sk/Volumes/SJLCS02/pdf_doc/05.pdf (дата обращения: 18.07.2022).
7. Fischler C. Food, Self and Identity // Social Science Information. 1988. Vol. 27. Pp. 275–293.
8. Matrozi-Marin A. Food and Language as Means of Communication and Markers of Social and Cultural Identity // English Studies in Albania. 2018. Vol. 9. Iss. 1. Pp. 120–135.
9. Tomaščíková S. Media Narratives: the Means of Communication and Consumption // A Journey through Knowledge: Festschrift in Honour of Hortensia Pârlog. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. 2012. Pp. 96–108.
10. Tomaščíková S. Cultural Heritage and Food — New Media Narratives — New Meanings and New Identities // European English Messenger. 2015. Vol. 24. Iss. 2. P. 49–57.
11. Tomaščíková S. Food in the Media: Above and Below the Sea Level of a Hypermodern Culture // Postmillennial Trends in Anglophone Literatures, Cultures and Media. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. 2019. Pp. 156–173.