Главная Выпуски Выпуск 13

ОБ АНАЛИЗЕ ПОРЯДКА СЛЕДОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ В АТРИБУТИВНОЙ ГРУППЕ В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ КЛАССОВ

Лингвистика , УДК: 81-11 DOI: 10.25688/2619-0656.2019.13.18

Авторы

  • Петрова Инна Михайловна Кандидат филологических наук; доцент, доцент

Аннотация

Статья посвящена вопросам анализа порядка следования определений в атрибутивной группе в английском и русском языках. Данная структура исследуется с позиции теории классов, которая выступает как обоснование когнитивного механизма классификации объектов окружающей действительности у говорящего. Высказывается гипотеза о том, что прилагательные в такой структуре отражают объективные характеристики объекта действительности, однако изменение порядка следования атрибутов служит показателем субъективной классификации и маркирует релевантные для говорящего признаки объекта. Отмечается, что говорящий, классифицируя объекты окружающей действительности, располагает наиболее значимый параметр классификации ближе к определяемому существительному. На основе эмпирического материала, полученного в результате анализа объективных данных в динамике посредством поисковой системы Google, демонстрируются различия в классификации объектов действительности у русскоязычных и англоязычных пользователей системы, делаются выводы об эффективности теории классов для подобного анализа.

Как ссылаться

Петрова, И. М. (2019). ОБ АНАЛИЗЕ ПОРЯДКА СЛЕДОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ В АТРИБУТИВНОЙ ГРУППЕ В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ КЛАССОВ , Выпуск 13, 281-291. https://doi.org/10.25688/2619-0656.2019.13.18
Список литературы
1. Баудер А.Я. Части речи как структурно-семантические классы: дис… д-ра филол. наук. Таллин, 1983. 443 с.
2. Бурханов И.Ю. Семантический объем лексико-грамматического класса прилагательных в современном английском языке: дис ... канд. филол. наук. Баку, 1984. 177с.
3. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. Москва: Высшая школа, 1972. 601 с.
4. Дроздова Т.Ю., Маилова В.Г., Берестова А.И. English Grammar: Reference and Practice. Санкт-Петербург: Антология, 2012. 400 с.
5. Ирисханова О.К. Дефокусирование и категоризация в комплексных лексических единицах // Когнитивные исследования языка. 2010. Вып. VII. C. 78–93.
6. Крылова И.П. Грамматика современного английского языка: учебник для студентов институтов и факультетов иностранных языков. Москва: Университет, 2009. 442 с.
7. Кобрина Н.А. Теоретическая грамматика современного английского языка: Учебное пособие. Москва: Высшая школа, 2007. 368 с.
8. Кривоносов А.Т. Система классов слов как отражение структуры языкового сознания: (Философские основы теоретической грамматики). Москва – Нью-Йорк, 2001. 846 с.
9. Крысин Л.П. Русское слово, свое и чужое: исследования по современному русскому языку и социолингвистике. Москва: Языки славянской культуры, 2004. 888 с.
10. Кузнецов Д.В. Семантические классы обстоятельственных лексических показателей фазовости в русском и английском языках: автор дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 1997.
11. Сильницкий Г.Г. Семантические классы глаголов в английском языке: Учеб. пособие к спецкурсу. Смоленск : СГПИ, 1986. 145 с.
12. Сулейманова О.А. Некоторые семантические типы субстантивов и их актуализаторы весь / целый и all / whole: дис. … канд. филол. наук. М., 1987. 217 с. 
13. Сулейманова О.А. Category of definiteness / indefiniteness in didactic perspective // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 1 (56). С. 203–209. 
14. Сулейманова О.А., Петрова И.М. Экспланаторный потенциал теории классов для лингвистического исследования: порядок следования определений // Филология: научные исследования. 2018. №3. С. 52–64 URL: http://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=26758.
15. Типологическое сопоставление семантических классов знаменательных слов и их валентностных признаков в английском, немецком, французском и русском языках.  Сборник статей / Ред. коллегия: Г.Г. Сильницкий (отв. ред.) и А.С. Зверева. Смоленск: Смол. пед. ин-т им. Карла Маркса, 1975. 110 с.
16. Хорнби А.С. Конструкции и обороты английского языка. Москва: АО «Буклет», 1992. 264 с.
17. Downing A., Locke P. English Grammar. A university course. Second edition. The Taylor & Francis e-Library, 2006. 640 р.
18. Eastwood J. Oxford Guide to English Grammar. Oxford University Press, 2002. 453 р.
19. Foley M., Hall D. Advanced Learner’s Grammar. A self-study reference and practice book with answers. Pearson Education Limited, 2008. 384 р. 
20. Halliday M.A.K. Halliday’s Introduction to Functional Grammar. Fourth edition. Routledge. The Taylor & Francis Group, 2014. 700 р.
21. Hewings M. Advanced Grammar in Use. Cambridge University Press, 2002. 340 р.
22. Wulff S. A multifactorial corpus analysis of adjective order in English // International Journal of Corpus Linguistics. 2003. 8: 2. P. 245–282.