Авторы
- Алексеев Александр Валерьевич Кандидат филологических наук, Доцент
Аннотация
В статье рассмотрено понятие культурной значимости слова на материале истории слова труд. Культурная значимость определяется соотношением слова с другими культурными знаками и формируется в процессе символического семиозиса слова. К языковым механизмам формирования культурной значимости относятся внутренняя форма слова, явление лексической (семантической) диффузности, двойная референция лексического знака в контексте. В результате исследования установлено, что культурная коннотация слова труд является различной для разных исторических периодов. Праславянская культурная коннотация слова труд определяется прежде всего внутренней формой слова. Эта культурная коннотация отождествляет феномены духовной и социальной жизни человека и физические ощущения; деятельность человека осознается через соотнесение с телесными восприятиями. Внутренняя форма слова труд образуется сопоставлением первоначального признака «жать, давить» с широким синкретичным значением «то, что мешает, всякая трудность вообще, в том числе в области физической, духовной, социальной жизни». Данное синкретичное значение дифференцируется в письменную эпоху в древнерусском языке. В результате формируется одиннадцать самостоятельных значений: «усилия», «деятельность, работа», «результаты труда», «старание, рвение», «забота», «беспокойство», «монашеский подвиг», «страдание», «горестное чувство», «боль», «болезнь». Культурная коннотация в наибольшей степени сопровождает значение «монашеский подвиг». Это связано с широким распространением в древнерусской культуре православно-аскетического учения. Монашеский подвиг — это духовное развитие человека, для которого необходимо преодоление страстей. Такое преодоление достигается тяжелым физическим трудом, физическим страданием, преодолением телесных неудобств и лишений. Подобная коннотация создается использованием в контексте семантических маркеров различных типов.
Как ссылаться
Алексеев, А. В. (2014). КУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СЛОВА ТРУД В ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. , Выпуск 9,
Список литературы
1.
Гвоздецкая Н.Ю. К проблеме выделения «имен чувств» в языке древнегерманского эпоса (на материале «Беовульфа» и «Старшей
Эдды») // Логический анализ языка: Культурные концепты. М.: Наука, 1991. С. 138–142
2.
Колесов В.В. Философия русского слова. СПб.: Юна, 2002. 444 с
3.
Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 479 с
4.
Словарь академiи Россiйской: в 6 т. СПб.: Изданiе Императорской Академiи наукъ, 1789–1794.
5.
Срезневский И.И. Матерiалы для словаря древне-русскаго языка: в 3 т. СПб.: Изданiе Императорской Академiи наукъ, 1903–1912.
6.
Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. М.: Русский язык, 1993.
7.
Чертов Л.Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. СПб.: Изд-во СПб. ун-та,
1993. 378 с.