Авторы
- Валюлис Светлана Алексеевна доктор гуманитарных наук, доцент
Аннотация
В статье говорится о том, что поэзия Ф. Сологуба трансформирует символическую модель пространства, изначально основанную на принципе дуальных миров.
изначально основанная на принципе дуальных миров. Синтезировав в творчестве Ф. Сологуба идеи
древних гностиков, а также философские идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и
М.Штирнера, влияют на понимание поэтом бытия и пространства как его формы.
В поэзии Ф. Сологуба, в отличие от других символистов, оба онтологических пласта - ма- териальный и духовный - как
териальный и духовный - как "абсолютное тождество" соединяются в третьем онтологическом слое, а именно,
воля творца, оставаясь незаметным. Таким образом, поэт формирует новую черту антиномии как
онтологическое сотворение мира: Я и не-Я, демоническая сила как интегрированное выражение
метафизического зла. Демоническое" выступает не как отдельное пространство, а проникает в
реальное, земное пространство, заполняя не только жизнь человека, но и его душу. Дьявол как высший
символ зла, и человек связаны единством пространства. Наполненная дьяволом душа человека
разделяет свои божественные черты с самим дьяволом. Таким образом, символическая вертикаль пространства Ф.Сологуба пере
дуцирует и создает тождество: Бог - Дьявол и наоборот.
Сознание лирического субъекта включает в себя две пространственные сферы - светское бытие (the
красочная ложь бытия) и иное бытие, которое отличается от символического транс-
(вечный мир мечты, превратившейся в реальность). Границы между
двумя сферами в сознании субъекта отчетливы; оба пространства онтологически объединены
в третьем.
Как ссылаться
Валюлис, С. А. (2007). ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ЛИРИКЕ ФЁДОРА СОЛОГУБА , Выпуск 2,
Список литературы
1.
Бердяев, Н. 1999. Русская идея. - Москва: АСТ.
2.
Бройтман, С. Н. 2001. Фёдор Сологуб // Русская литература рубежа веков (1890-е -начало 1920-х годов). Книга 1. - Москва: ИМЛИ РАН: Наследие.
3.
Брюсов, В. 1975. Фёдор Сологуб как поэт // Собр. соч. в 7 т. Т.6. - Москва:Художественная литература.
4.
Волошин, М. 1988. Лики творчества. - Ленинград: Наука.
5.
Зверев, А. 1992. ХХвек как литературная эпоха // Вопросы литературы, вып. 2.
6.
Колобаева, Л. А. 2000. Русский символизм. - Москва: Издательство МГУ.
7.
Ницше, Ф. По тусторонудобра и зла // Ницше Ф., Собр. соч. в 2 кн., кн. 2. - Санкт-Петербург: Сирин.
8.
Плотин, 1996. Эннеады. - Киев: Рада.
9.
Пустыгина, Н. 1983. Философско-эстетические взгляды Ф.Сологуба 1906-1909 и концепция театра «Единой воли» // Типология литературных взаимодействий. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. - Тарту: Tartu úlikooli.
10.
Сологуб, Ф. Стихотвореия. - Ленинград: Советский писатель (в тексте стих-я цит.по данному изд. с указанием стр. в скобках).
11.
Сологуб, Ф. 1992. Творимая легенда. Статьи. Т. ПI. - Москва: Художественная литература.
12.
Сологуб, Ф. 2001. Собр. соч. в 6 т. Т. 2 (Роман, статьи). - Москва: НПК Интелвак.
13.
Шопенгауэр, А. 1993. Мир как воля и представление: в 2-х т. - Москва: Наука.
14.
Шопенгауэр, А. 1992. Избранные произведения. - Москва: Высшая школа.
15.
Шопенгауэр, А. 1997. Обинтересном. - Москва: Олимп.
16.
Ханзен-Лёве, А. 1999. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. - Санкт-Петербург: Академический проект.
17.
Юнг, К. 1998. Ответ Иову. - Москва: Универс.
18.
Эллис. 1996. Русские символисты. - Томск: Водолей.